БАЗОВАЯ ДОКТОРАНТУРА (ВОПРОСЫ) Октябрь 2025 г.
| 1. | Роль музыки П. Чайковского в развитии балетного искусства. |
| 2. | Своеобразие балетов эпохи романтизма. |
| 3. | Своеобразие хореографии Л. Якобсона. |
| 4. | Grand pa: структура и значение в балетном спектакле. |
| 5. | Своеобразие хореографии Д. Баланчина. |
| 6. | Сколько позиций рук существует в классическом танце? Расскажите о них подробнее. |
| 7. | Что самое необходимое в подготовке танцевальной постановки? |
| 8. | Сколько видов позы arabesque существует в классическом танце? Опишите их. |
| 9. | Значение «Русских сезонов» С. Дягилева. |
| 10. | Какое понятие употребляют для определения направления движения или поворота к опорной ноге? |
| 11. | Как называется способность танцовщика во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранять позу? Дайте описание. |
| 12. | Роль музыки в работе хореографа. |
| 13. | Художественное своеобразие балета «Лебединое озеро». |
| 14. | Кто из узбекских балетмейстеров поставил танец «Нозанин». Дайте характеристику этому танцу. |
| 15. | Произведения В. Шекспира, воплощѐнные на балетной сцене. |
| 16. | Сколько форм port de bras существует в классическом танце? Опишите их. |
| 17. | Роль балетной музыки П. Чайковского в развитии хореографического искусства. |
| 18. | Назовите и расскажите об известных русских танцорах танцовщикцах XIX века. |
| 19. | Пантомима в балетах ХIХ века. |
| 20. | Образы мировой литературы в балете. |
| 21. | Кордебалет и его значение в балетном спектакле. |
| 22. | Исторические предпосылки рождения балета как самостоятельного жанра музыкального театра. |
| 23. | Значение творчества Ж.Ж. Новерра – хореографа, именуемого профессионалами «отцом современного балета». |
| 24. | Новаторство творчества Ш. Дидло, его вклад в формирование русского балетного театра и в систему преподавания. |
| 25. | Эпоха романтизма в балетном театре. Проблематика, выразительные средства, хореографические формы. Структура балетного спектакля, система образов («Сильфида», «Жизель», «Корсар», «Эсмеральда»). |
| 26. | Жизнь и творчество М. Петипа. Значение его творчества. |
| 27. | Сценическая судьба балетов П. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». |
| 28. | Выдающиеся артисты русского балета XIX века (А. Истомина, М. Кшесинская, О. Преображенская, П. Герд). |
| 29. | А.Я. Ваганова – танцовщица, балетмейстер, педагог. Значение педагогической методики А.Я. Вагановой. |
| 30. | Творчество Д. Баланчина и его место в истории мирового балетного театра. |
| 31. | Профессиональное мастерство хореографа: критерии основных понятий. |
| 32. | Традиционная культура в контексте развития национальной хореографии. |
| 33. | Роль хореографии в развитии личностных качеств. |
| 34. | Ведущие балетные школы мира. Дайте краткую характеристику каждой школе. |
| 35. | Музыкально-балетная драматургия как основополагающий фактор при создании хореографического произведения. |
| 36. | Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении. |
| 37. | Основоположники школы характерного танца. |
| 38. | Рисунок танца – как выразительное средство хореографического произведения. |
| 39. | Музыка в хореографическом произведении, ее значение. |
| 40. | Образцы наследия народной хореографии в балетных спектаклях. |
| 41. | Взаимосвязь музыки, хореографического текста, рисунка и хореографического произведения. |
| 42. | Деятельность балетмейстеров современной хореографии в Узбекистане. |
| 43. | Истоки узбекского танца. Его развитие. |
| 44. | Композиционные приемы сочинения танца. |
| 45. | Становление и развитие дуэтного танца в балетном театре. |
| 46. | Виды танца и их характеристика. Определить понятия: классический, современный, народный, историко-бытовой танец. |
| 47. | Методология оценки либретто балетного спектакля. |
| 48. | Своеобразие хореографии Б. Эйфмана. |
| 49. | Законы балетной драматургии – основные части. |
| 50. | Поэзия востока в балетах. |
| 51. | Современный танец как жанр хореографического искусства. |
| 52. | Особенности построения урока по народно-сценическому танцу. |
| 53. | Роль музыкального оформления урока по классическому танцу. |
| 54. | Взаимосвязь классического и народно-сценического танцев. Цели и задачи. |
| 55. | Особенности построения урока по народно-сценическому танцу: структура, методика. |
| 56. | Танцевальная комбинация, этюд. Их отличительные особенности. |
| 57. | Какие виды хореографического искусства наиболее популярны в
наше время? |
| 58. | Назовите черты, отличающие танец модерн от классического танца. |
| 59. | Какие общие формы характеризуют все виды хореографического искусства? |
| 60. | Чем отличается балетмейстер от режиссера, композитора, скульптора? |
| 61. | Какими способностями должен обладать балетмейстер при постановке, хореографических номеров? |
| 62. | Что такое плагиат? Когда и при каких условиях балетмейстер имеет право «переносить» сочинения? |
| 63. | Почему личностные качества балетмейстера и степень мастерства могут не совпадать? |
| 64. | Что может быть источником вдохновения при формировании замысла постановки хореографического номера? |
| 65. | Назовите, что объединяет, а что отличает тему и идею хореографического произведения. |
| 66. | Что такое поза, мимика, жест, ракурс в в хореографическом произведении? |
| 67. | Перечислите основные элементы танцевального движения |
| 68. | Как учитывать возрастные особенности в постановочной работе в детском танцевальном коллективе? |
| 69. | Какие танцы должны быть в репертуаре детского коллектива? |
| 70. | Чем отличается сюжетный танец от тематического? |
| 71. | Какие танцы включались в сюиты XVII—XVIII веков? |
| 72. | Какие формы массовых танцев существуют? |
| 73. | Назовите педагогические задачи, которые ставит преподаватель на уроке классического танца? |
| 74. | Кто создал систему преподавания характерного танца? |
| 75. | Назовите и охарактеризуйте основные части урока народного танца. |
| 76. | Ваганова А.Я. Система преподавания классического танца. |
| 77. | Школа классического мужского исполнительства. |
| 78. | Истоки развития народно-сценического танца. |
| 79. | Танцевальная культура Молдавии и Белоруссии. Особенности стиля, манеры, характера исполнения народно-сценических танцев Молдавии и Белоруссии Костюмы, музыка, сценическое оформление. |
| 80. | Танцевальная культура Грузии и Венгрии. Особенности
стиля, манеры, характера исполнения народных танцев Грузии и Венгрии. Костюмы, музыка, сценическое оформление. |
| 81. | Особенности, стиль и характер испанского танца. Влияние исторических, климатических, географических и социальных условий на формирование танцевальной культуры Испании. |
| 82. | Танцевальная культура народов России. Основные элементы русского народного танца. |
| 83. | Танцевальная культура Узбекистана и Таджикистана. Наиболее известные народные танцы, ансамбли народного танца, балетмейстеры и педагоги. Особенности стиля, манеры, характера исполнения народных танцев Узбекистана и Таджикистана. Костюмы, музыка, сценическое оформление. |
| 84. | Музыкальное сопровождение урока народного танца- как один методов развития музыкальной культуры. |
| 85. | Разнообразие видов народно-сценического танца. |
| 86. | Дать определение понятию «Фольклор». В чем отличие фольклорного танца от сценического? |
| 87. | Значение и роль народно-сценического танца в жизни современного общества. |
| 88. | Цели и задачи урока по народному танцу в ансамбле народного, классического танца (взрослый, детский коллектив). |
| 89. | Балетмейстеры и исполнители народных танцев на оперной и балетной сцене. |
| 90. | Роль народных танцев в интернациональном воспитании. |
| 91. | Особенности стиля, манеры, характера исполнения народного танца «Краковяк», «Мазурка». |
| 92. | Образцы классического наследия (академические народные танцы) из театрально-концертного репертуара, их значение. |
| 93. | Взаимовлияние и взаимообогащение народного танца и профессионального хореографического классического искусства. |
| 94. | В чем заключается специфика изучения упражнений у станка народно-сценического танца? |
| 95. | Какие цели и задачи изучения упражнений у станка в народно-сценическом танце? |
| 96. | Какие цели и задачи этюдной работы по народно-сценическому танцу? |
| 97. | Расскажите историю возникновения парного народно-сценического танца. Что является главным в исполнении народного парного танца? |
| 98. | Почему в Государственном академическом ансамбле народного танца России под руководством И. А. Моисеева программы строятся на материале танцев народов мира? |
| 99. | Почему хоровод «Березка» в постановке Н. С. Надеждиной является визитной карточкой Академического ансамбля народного танца «Березка»? |
| 100. | В чем заключается отличие форм традиционного фольклорного танца от современного фольклора? |
| 101. | Презентация научной работы |